Мост Юлия Цезаря

Автор:admin

Мост Юлия Цезаря

Потрясающие инженеры древнего мира создали огромные сооружения, поражающие нас и сегодня.

2000 лет назад Юлий Цезарь, один из величайших римских полководцев, столкнулся с невероятно сложной задачей: необходимости переправиться через Рейн, которая была шириной 390 м и глубиной 9 м. Германские племена, совершавшие налеты с противоположного берега, угрожали завоеваниям Цезаря. На том берегу германские племена были вполне довольны и чувствовали себя в безопасности: они считали, что переправа через реку невозможна. Но германцы недооценили инженерное искусство римской армии и всепоглощающее честолюбие Цезаря.

Чтобы понять, как римская армия могла построить мост через реку 2000 лет назад, посмотрим, как британская армия делает это сейчас. Сегодня высокотехнологическое мостовое оборудование есть в любой армии, но для переправы через реку призовем на помощь Королевские инженерные войска: согласно их нормативам, три грузовика могут привести и установить мост в любом месте и в любое время. Используя автоматическое оборудование для наведения мостов, 10 человек могут навести мост длиной 30 м менее чем за полчаса…

Но мост Цезаря должен был отвечать невероятным (в те времена) требованиям: длина, равная четырех футбольных полей и необходимость выдержать вес 40000 солдат. Как римская армия решила эту невыполнимую задачу за тысячи лет до появления современного мостового оборудования?

В крепости Эренбрайтштейн, высоко над рекой Рейн, есть интересный ключ к разгадке этого: дубовые бревна, которые были извлечены со дна реки Рейн. Метод углеродного анализа датировал их 50-м годом до н.э. Этому есть лишь одно объяснение: они были частью моста Юлия Цезаря. Эти сваи, забитые в дно реки, показывают, какой мост построил Цезарь. Римские инженеры придали им такую форму, чтобы их можно было забить в дно реки. Но забивая их в дно реки, они до конца не знали, что находится на дне и они забили наконечники свай в дно, не раскалывая бревна. Толщина свай была 45 см, длина — 18 м и вес — более 2 тонн. Как они забили их? Сегодня мы используем установки для забивки свай (копер): ее пятитонный молот может забить 60 свай в день. Удивительно, что Цезарь 2000 лет назад делал точно, то же самое, чтобы переправиться через Рейн.

Только подумайте о масштабе этой инженерной задачи. Нужно забить опоры в дно реки, положить на них бревна, а затем проложить по ним дорогу. Но опоры были массивные – их нельзя было забивать большим молотом. В это невозможно поверить, но римские солдаты строили установки для забивки свай. Такая установка использует силу тяжести: с помощью ворота, большой гранитный монолит наверху поднимают, а затем опускают. Удар — и свая вбивается в землю. Это великолепно. Более того – эти удивительные установки для забивки свай были плавучие…

Глядя на современных военных инженеров, строящих мост, понимаешь, что эти принципы не изменились за 2000 лет. Эти уроки получены еще во времена Цезаря. Строительство секции за секцией — это именно то, что делала армия Цезаря. Этот удивительный мост из лесных деревьев был проложен через Рейн невероятно быстро – всего за 10 дней, которые наверняка поразили германцев на другом берегу реки. Это мост, по сути, надежно охранял границы Рима.

Чтобы противостоять сильному течению Рейна, римские инженеры выдвинули конструктивную идею, которая и сегодня воплощается в современных балочных мостах. Первым делом вы должны подумать о том, чтобы забить свая вертикально. Нет! Римляне осуществили блестящую идею забить их под углом против течения, так что сила воды заталкивает сваи глубже на дно, что делает мост прочнее. Для перепуганных германцев мост Цезаря был невообразимой демонстрацией высшего инженерного искусства. Но это не остановило их от нападения на него: германцы сообразили, что можно пустить вниз по реке бревна, чтобы попытаться разрушить строящийся мост. Римляне, чтобы противостоять этому, поставили сваи выше по течению, чтобы отклонять и тормозить бревна, спущенные вниз по течению в попытке разрушить мост.

С завершением строительства моста Цезарь повел свои войска навстречу армии германцев, превосходивших его армию в соотношении 10 к 1. Но объятые благоговейным страхом германцы бежали. Мост Цезаря позволил ему покорить германские племена без чрезмерного применения военной силы.

Этот великолепный мост был не только проявлением высшего инженерного искусства, он был мощным средством стратегического сдерживания. Это был феномен своей эпохи. Сравните: в Италии, во время Второй мировой войны, мост через реку Сангро, шириной чуть меньше 330 м, был возведен за девять дней. Во времена Римской империи мост в 390 м — за десять дней. Это была мощная декларация Цезаря и его армии, гласящая: «Мы — Рим, мы можем идти, куда хотим, все должны склониться перед нами»…

Об авторе

admin administrator

Оставить ответ