• Исторический очерк создания самого старого автодорожного моста-путепровода в г. Киев

    Между улицами Кудрявская и Смирнова-Ласточкина уютно расположился Кудрявский мост-путепровод, который является историко-архитектурным памятником как объект промышленной архитектуры конца XIX века. Он имеет балочное металлическое пролетное строение длиной 8,4 м (в просвете между кирпичными стенками). Под путепроводом проходит проезд по улице Петровской.


    Территория, где расположены улицы Кудрявская, Смирнова-Ласточкина и Петровская принадлежат к одному из исторических районов Киева, который упоминается ещё в древнерусских летописях (впервые – в 1121 году) под названием “Копирев конец”. Происхождение название не выяснено. В позднесредневековые времена местность стала называться “Кудрявец”, что связывают с огромным количеством кустов и зарослей, “скудрявившихся” склонами яров и урочищ.


    Эта местность помнит множество событий и происшествий. Тут, сменяя друг друга, взрастали иснтереснейшие архитектурные и исторические памятники: Храмы Св. Симона и Св. Иоанна, резиденция Киевских князей - “Новый княжий двор”, замок католического киевского епископа - “бискупский острог”, Вознесенская церковь, Украинская академия искусств и др.


   Строительству моста предшествовало появление в доме №16 по ул. Кудрявской Казенного винного склада. Производственные потребности винного склада требовали наличия удобных путей сообщения местности с другими районами города. Поэтому в июне 1896 года Управление акцизными сборами Киевской губернии обратилось к Киевскому городскому голове с просьбой как можно быстрее рассмотреть проект виадука для соединения Подвального проулка с Вознесенской улицей и сообщить, не имеется ли каких-либо препятствий к воплощению проекта в жизнь.


    Экспертизу проекта провели инженеры строительного отдела управы: В.П. Марков и Е. О. Ермаков. Они сделали вывод, что проект вполне целесообразен.


    11 июля 1896 года вопрос о сооружении виадука был рассмотрен на заседании строительного отделения управы. По этому поводу было подано справку, в которой указывалось, что ещё в 1890 году городской совет пытался решить вопрос о расширении Подвального проулка и соединении его и Петровской улицы с улицей Смирнова-Ласточкина. Предусматривалось спланировать Подвальный проулок и соорудить деревянный мост через яр. Согласованный с губернским руководством проект этих работ так и остался не воплощенным в жизнь.


    Строительный отдел управы согласовал проект строительства виадука и вместе с разрешением на проведение работ казенным счетом вернул документы начальнику управления акцизными сборами Киевской губернии.


     К сожалению, среди документов, доступных к изучению архивных фондов, проект виадука определить не удалось.


    Автором проекта металлического моста через Вознесенский яр был Киевский губернский инженер Владимир Адрианович Безсмертный. По проектам этого великого архитектора были сооружены многие промышленные объекты в разных городах Украины, в том числе в Киеве - центральная электростанция городского трамвая на Владимирском узвозе, элеватор (Бродского) на Подоле, маслобойный завод Лурье на Подоле. Среди общественных зданий Владимира Адриановича в столице – дом Сообщества взаимного кредита на Крещатике (не сохранился), казенная палата и казначейство на Львовской площади. Как архитектор-художник Безсмертный особенно проявил себя в проектировании частных жилых зданий. Разные по стилистике они отличаются яркой характерностью, выразительностью форм и деталей (доходные дома по ул. Артема 40/1, 1913 г.; Сагайдачного 10/5, 1899 г.; особняк на ул. Мельникова, 8, около 1911 г.).


    Сооружение виадука не обошла вниманием киевская пресса (например, газета "Киевлянин" за 11 июля 1896 г и за 29 марта 1897 год). В последней заметке указывалось, что строительство ведут подрядчики Кучер и Берлинер.


    К сожалению, по происшествие недолгого времени, уже в 1909 году строительное отделение городской управы констатировало тот факт, что мост "обветшал". Поэтому последовало обращение к акцизным сборам Киевской губернии с просьбой привести виадук в надлежащее безопасное состояние.


    Мост через Вознесенский яр зафиксирован на плане города 1925 года и на фото 1930 года, что дает представление про изначальный вид виадука. Сам мостик имел "глухое", очевидно металлическое ограждение с ажурным бордюром по верхнему краю и кирпичные парапеты вдоль проезжей части улицы возле моста.


    На протяжении длительного времени эксплуатации техническое состояние моста значительно ухудшилось. Частично его было отремонтировано в 1990-х годах при проведении планово-реконструкционных работ в прилегающих урочищ. Ремонт значительно изменил вид виадука: были заменены ограждения, полностью разобраны кирпичные парапеты.


    Кудрявский путепровод является ценным памятником промышленной архитектуры, первым металлическим мостом, построенным непосредственно в городе. Сооружение в наше время требует ремонтно-реставрационных работ с восстановлением потерянных элементов ограждения и кирпичных парапетов.


    Решением Киевского городского совета №920 от 16.07.1979 года территорию, где находится Кудрявский путепровод отнесено к археологической охранной зоне и зоне регулирования застройки 1-ой категории.


    Хочется надеяться, что в ближайшее время Кудрявскому мосту уделят достойное внимание, проведя необходимые реставрационно-ремонтные работы, чтобы он и дальше радовал жителей и гостей столицы, гордо неся звание самого старого автодорожного моста города Киева.

 

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:

© 2014-2016 ООО "СтальМостПроект"

Все права защищены.

СтальМостПроект

Мостовики всех стран, объединяйтесь!