• История мостостроения   

   

   Мосты являются чуть ли не первыми инженерными сооружениями в истории человечества. Гениальная идея строить через реки и ущелья переправы пришла нашим далеким предкам в голову еще в каменном веке. С тех пор конструкции такого рода претерпели множество изменений, и пусть их принцип остался неизменным, конструкция была значительно усовершенствована. Постепенно возведение мостов из насущной необходимости превратилось в настоящее искусство.

 

   Уже в древности мастера, занимавшиеся созданием мостов, начали заботиться о том, чтобы они были не только крепкими и долговечными, но и эстетичными. Еще древнеримский архитектурный теоретик Витрувий говорил, что сооружения архитектуры должны удовлетворять трем требованиям - прочности, пользе и красоте. Итальянский архитектор Палладио придерживался того же мнения, утверждая, что невозможно назвать совершенным сооружение функциональное, но в то же время скучное и лишенное всякой прелести. В результате история мостостроения, отражающая уровень развития общества и технического прогресса в разные эпохи, привнесла в жизнь немало подлинных шедевров.

 

   Попробуем вернуться на две тысячи лет назад. В то время в одной только великой Римской империи насчитывалось более восьмидесяти тысяч километров капитальных дорог с множеством мостов, многие из которых и по сей день находятся в отличной форме. Уже в пятом веке до нашей эры здесь была развита целая сеть акведуков, позволявших доставлять воду, минуя различные природные преграды, такие, как обрывы и пропасти. В одном только Риме было более пятидесяти километров таких каменных водопроводных сооружений, чья конструкция послужила прообразом современных мостов.

 

   Долгое время единственными материалами, которые использовались в мостостроении, были камень и древесина. Ведь только они были доступными мастерам, поскольку производство металла в огромных масштабах было очень трудоемким и дорогостоящим. Но активное развитие металлургической отрасли, начавшееся после окончания эпохи Средневековья, наконец-то предоставило в распоряжение конструкторов металл. Первый в истории мост их чугуна был возведен в 1779 году в английском Колбрукдейле. Сложная арочная система, перекинутая через глубокое ущелье реки Северн, состояла из пяти арок с тридцатиметровым пролетом. Процесс сборки конструкции из заранее подготовленных деталей занял всего лишь 3 месяца. Так началась эпоха железных мостов.

 

   Как только в этой отрасли появилась возможность активного использования стали, история мостов стала приобретать действительно бурные масштабы развития. Если в начале девятнадцатого века настоящей сенсацией являлись сооружения трехсотметровой длины с опорами высотой в несколько десятков метров, то уже к концу этого же столетия переправы длиной в несколько километров и высотой в пару сотен метров занимали существенную долю в общих объемах строительства. Длина пролетов увеличилась до ста метров и продолжала расти. Построенный в 1890 году мост через реку Форт имел пролет длиной в целых 500 метров, что по меркам тех времен было чем-то немыслимым.

 

   В это же время появляются первые мосты висячей конструкции с большими пролетами, среди которых наиболее известным считается знаменитый нью-йоркский Бруклинский мост, построенный в 1880 году. Одновременно с этим строители начинают активно использовать при возведении переправ бетон, который окончательно придет на смену стали только после Второй мировой войны, и после этого станет самым востребованным в мостостроении материалом.

 

   Современная отрасль, занятая проектированием мостов и их претворением в жизнь, представляет собой своеобразный испытательный полигон для высоких технологий и смелых инновационных решений. Некоторые идеи буквально поражают воображение масштабностью замысла и грандиозностью. Например, открытый в 1998 году японский мост между двумя островами Сикоку и Хонсю имеет длину основного пролета 1991 метр и способен обеспечить двухстороннее движение автомобильного транспорта по целым восьми полосам. И сегодня он уже не является рекордсменом, а ведь прошло не так уж и много времени. Или вот еще поразительная новость - недавно в США был построен мост из переработанного пластика, не уступающий в прочности стальным и бетонным аналогам, но в то же время не боящийся коррозии и отличающийся экологичностью.

   

 

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:

© 2014-2018 ООО "СтальМостПроект"

Все права защищены.

СтальМостПроект

Мостовики всех стран, объединяйтесь!