• Аничков Мост в Санкт-Петербурге

 

   Трёхпролётное мостовое сооружение из камня, пересекающее Фонтанку по створу Невского проспекта — центральной магистрали города, один из красивейших петербургских мостов. Украшенный восхитительными конными скульптурами мостовой переход — визитная карточка северной столицы.

 

IMG_20160819_004508.jpg?1471672243

   Немного истории

 

   Важнейшей транспортной магистралью новой столицы Российской империи являлся строящийся Невский проспект. Поэтому острой необходимостью было строительство постоянной мостовой переправы через Фонтанку, которая была довольно широкой, около двухсот метров, водной преградой. Болотистая река в своём течении образовывала небольшие островки и заводи.


   В 1715 году, по специальному указу императора Петра I, начались работы по сооружению деревянного моста. Уже к маю 1716 г. был построен многопролётный балочный мост на опорах из деревянных свай, который перекрывал не только саму речку, но и её заболоченную пойму. Конечно, чертежи сооружения не сохранились, но наверняка это был типичный для того времени деревянный мост. Обычно для придания мостовому сооружению представительного вида его конструкции обшивались досками с разрисовкой под каменные русты. Длина моста, предположительно, была около 150 м.


   Строительство велось силами инженерного батальона, командир инженер-подполковник Михаил Осипович Аничков, ставший автором проекта и главным строителем. В честь его сооружение и получило своё историческое название. Ещё в петровскую эпоху Фонтанку углубили и выполнили очистку дна, по ней стало осуществляться судоходство. В 1721 г. существующий мост был перестроен. Он стал восемнадцатипролётным, а для пропуска речных судов в средней части расположили подъёмный пролёт.


   В 1726 и 1742 г. г. на мосту выполнялись капитальные ремонты. В 1749 году, старая постройка была демонтирована, после чего архитектор Семён Волков разработал проект нового деревянного моста, который и был возведён по старому створу. До наших дней сохранились чертежи этого мостового перехода, согласно которым его конструкция состояла из 18-ти арочных пролётов простой балочной системы. В середине сооружения располагался разводной пролёт, каждая половина которого поднималась устройствами в виде “журавлей”. Фасады пролётов были обработаны под гранитную облицовку. Перильное ограждение состояло из фигурных деревянных балясин, расположенных между массивных тумб увенчанных шаровидными декоративными вазами.

 

   Так как вплоть до конца 18 столетия Фонтанка была своеобразной городской границей, то у моста располагался пограничного пропускного контроля. В середине 18 века началась активная застройка городских пригородов. К середине 18 века началась активная застройка городских пригородов. Большое внимание при этом уделялось урегулированию городских каналов и малых рек. С этой целью была создана специальная комиссия по каменным строениям, возглавляемая генералом Фридрихом Вильгельмом Бауэром. В северной столицы было возведено 7 каменных мостов одного типа, в которых разводные средние пролёты были выполнены из дерева, а на русловых опорах возвышались башни.


   В 1785 году Аничков мост был перестроен в постоянный каменный. А в 1787 году он был перестроен в мост с оригинальными башнями. По некоторым источникам автор проекта знаменитый французский инженер-мостостроитель Жан-Рудольф Перроне, но подтверждённых данных об этом факте не имеется. Чертежей этого мостового сооружения не сохранилось, но его конструкция наверняка была типичной для мостостроения того времени. А именно:


 • два одинаковых по длине боковых пролёта перекрывались каменными коробовыми сводами;
 • средний разводной пролёт был сооружён из дерева;
 • на промежуточных опорах были выполнены четыре гранитные башенные надстройки, с мощными цепями протянутыми по ним, при помощи которых производился подъём полотен двукрылого разводного пролёта.


   Примером такой конструкции служит сохранившийся мост Ломоносова.


   Современный вид мостовой конструкции

 

   В 40–е годы XIX столетия Невский проспект был значительно расширен, прежняя ширина Аничкова моста не обеспечивала потребности возросшей интенсивности движения по главной столичной магистрали. Кроме того деревянный настил средней части сооружения, рассчитанный на небольшой поток конных экипажей и грузовых телег, быстро изнашивался и приходил в негодность. Возникла острая необходимость в коренной перестройке моста.


   Автором проекта нового моста стал инженер-майор Буттац И. Ф., участие в проектировании принимал известный российский профессор А. Ф. Редер. В 1841 году существующий мост был полностью разобран, после чего за 7 месяцев было возведено новое сооружение. Работы выполнялись под руководством генерал-лейтенанта Андрея Даниловича Готмана. Датой открытия движения в торжественной обстановке стал январь 1842 года.


   Три мостовых пролёта перекрывались пологими сводами, выложенными из кирпича. Проезжая часть стала соответствовать ширине Невского проспекта. Башни исчезли. Мостовые опоры и фасады пролётных строений оделись в гранитную облицовку. Чугунные ажурные перила были выполнены по эскизам Карла Шинкеля – немецкого архитектора. В панелях перильного ограждения чередовались по парам изображения русалок и морских коньков. На обоих береговых опорах были выполнены пьедесталы из гранита, увенчанные уникальными скульптурными ансамблями“Укротители коней” автором которых был Пётр Карлович Клодт.

 

IMG_20160819_005128.jpg?1472169008

 

   

   Интересно сложилась судьба этих скульптур. В 1841 г. на западном устое были установлены бронзовые скульптуры “Берущий коня под уздцы юноша” и “Конь идущий с юношей”. На восточном устое такие же статуи временно изготовили из гипса с покраской под бронзу. Когда их тоже отлили из бронзы, то по приказу императора Николая I статуи прямо с литейного двора отправили в подарок королю Пруссии. В настоящее время они находятся в Берлине. Восточные скульптуры коней из гипса заменили на бронзовые только в 1844 г. Но уже в 1846 г. Николай I преподнёс их в дар королю обеих Сицилий. Копии клодовских коней в дальнейшем оказывались в Стрельне, Петергофе и подмосковных Кузьминках. В каждом случае их демонтировали с заменой гипсовыми копиями окрашенных под бронзу. Окончательное скульптурное укомплектование моста произошло только в 1851 г. При этом Клодтом были созданы две новые композиции. 

 

IMG_20160819_005508.jpg?1472169008

   Получившийся архитектурный ансамбль изображает 4-е стадии покорения человеком природы на примере укрощения дикого коня . Но на этом история не закончилась, статуи ещё дважды снимались со своих мест:

 

IMG_20160819_004843.jpg?1472169008

   

   • в блокадном 1941 г. их демонтировали и спрятали под землёй в саду Аничкова дворцового комплекса, первого мая 1945 г. они вернусь обратно на свои места;

   • в 2000 г. демонтаж скульптур был выполнен для проведения реставрационных работ, к 300-летнему юбилею города их установили на прежние места.


   При более внимательном рассмотрении несложно заметить, что копыта коней “смотрящих” в сторону Адмиралтейства снабжены подковами, а глядящих в сторону пл. Восстания не имеют подков. На этот счёт существует легенда, что неподкованные кони ещё только следуют к кузнице, которая располагалась во времена строительства моста на Литейном проспекте.


   Проведение первой реконструкции мостового перехода


   Существенные недостатки в конструктивном исполнении проявились уже через год. В мостовых сводах начались деформации. Проводимые исследования за состоянием перехода зафиксировали постоянное продолжение разрушительных процессов. При обследовании состояния мостовых конструкций, проводимого в октябре 1902 г. их состояние было признано угрожающим дальнейшей эксплуатации. Главной причиной постепенного разрушения моста являлась недостаточность прочности связывания гранитной облицовки с кирпичной кладкой сводов. Вода, попавшая в щели в зонах соединения разнородных материалов, ветра и морозы приводили к разрушению сводов. Реконструкция сооружения проводилась с 1906 по 1908 годы.


   Работы проводились инженерами-мостостроителями Кривошеевым Г.Г. и Бобровским С.П., а также известным архитектором Щусевым П. В. Все своды переложили и облицовали розовыми гранитными плитами. Их перестройка выполнялась отдельными секциями, между которыми оставляли незаполненные швы. Опоры моста были сохранены в первоначальном виде. Все мостовые конструкции были тщательно заизолированы с использованием рольного свинца. После реконструкции мостовой переход имел следующие параметры:
   • крайние пролёты длиной по 12,3 м, средний – 12,5 м;
   • проезжая часть шириной 31,9 м;
   • ширина с двумя трёхметровыми тротуарами, выложенными большеразмерными плитами из красного гранита, 37,9 м.


 Реставрационные работы в современный период


   В середине 90 годов прошлого века было заменено чугунное перильное ограждение. Точная копия старых панелей была отлита в Челябинской области на предприятии Ядерного Федерального Центра города Снежинска. По проекту генерального проектировщика НПО “Ранд” в 2007 – 2008 гг. фирмой “Пилон” была реконструирована пролётная мостовая часть. Устранены трещины в деформационных швах и вдоль водоотводных лотков. Восстановлена гидроизоляция. Переложена кладка 20-ти рядов сводов в местах их опирания на береговые опоры, а треснувшие каменные блоки заменены. Аничков мост известен во всём мире, благодаря своим редким архитектурным и декоративным качествам он стал одним из символов северной Пальмиры. Его изображение имеется в произведениях многих художников, фотоработах и на сувенирной продукции. Ему посвящены и стихотворные произведения.
 

 

 

 

 

 

 

 

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:

© 2014-2018 ООО "СтальМостПроект"

Все права защищены.

СтальМостПроект

Мостовики всех стран, объединяйтесь!